Основы композиции. Особенности зрительного восприятия.

Порой, мир вокруг напоминает большую детскую, где все игрушки разбросаны по комнате, и в этом невинном беспорядке сложно обнаружить хоть какую-то логику. Представьте, что вы стоите в центре площади в будничный полдень: вокруг множество людей, не похожих друг на друга, каждый движется по своей траектории, у каждого свой темп, свои мысли, выражение лица, прическа... Машины самых различных марок и цветов пересекают улицу, ветки деревьев колышутся от ветра, с крыши капает вода; вокруг суета, непрерывное движение, в котором, на первый взгляд, так сложно уловить закономерность. Вероятно, поэтому все предметы, явления, звуки, которые нас окружают, создают ощущения хаоса.

Действительно, по физическому определению мы и мир вокруг - нелинейные системы, иначе говоря, системы, находящиеся в состоянии хаоса. Однако если присмотреться... ...То не трудно заметить, что автомобили останавливаются и движутся по сигналу светофора, на котором в определенной последовательности сменяются цвета; часы на руке отбивают один и тот же ритм, а под ремешком от часов бьется пульс, у каждого - в своем, но также вполне определенном, упорядоченном ритме. Более того, за ночью неизменно следует утро, выходные сменяются буднями, осень - зимой, а зима - весной, и так происходит изо дня в день, из года в год. Понятие ритма присутствует в нашей жизни постоянно, как внутри, так и вне системы под названием «человек».

Итак, ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, присущее природе или совершаемое человеком или машиной. Причем, акцент здесь ставится именно на слово «равномерное», ведь ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, отдельных явлений (процессов) - к закономерности и т.д.

Так или иначе, но ритм неизменно действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Например, в архитектуре: ритмичное расположение окон по вертикали и горизонтали или колонн в определенной последовательности также создают ощущение динамики. Ритм может передавать и плоское изображение. Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах...

Получается, что, искусственно создавая ритмы (зрительные, слуховые и т.д.), мы можем оказывать влияние на восприятие человека, прогнозировать его реакцию, эффект от того или иного заданного ритма. Такая особенность ритма открывает большие возможности для дизайнера.

Ритм, Композиция в технике

Один из исследователей ритма в технике П.А. Кудин определил его значение следующим образом: «Для решения многих задач в художественном конструировании важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм; во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения взора и влияет ли; в-третьих, какие элементы ритма привлекают внимание в большей степени, а какие в меньшей. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые резервы ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании».

В дизайне ритм является основой композиционных построений, он используется как выразительный прием, который придает картинке эмоциональность, динамику, обозначает четкий порядок или, наоборот, ломает монотонность и однообразие. В художественном плане ритм представляет собой равномерное чередование размеренных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.

Когда мы смотрим на неподвижную картинку, будь то орнамент на вазе или декор фасада здания с чередованием повторяющихся элементов (линейных, объемных, плоскостных), возникает ощущение движения. Почему так происходит?

Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов - в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущении или разжижении структуры, силы тона и т.п. Таким образом, ритм рождается (проявляется) в закономерном изменении порядка.

При этом, изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда

  • объем
  • площадь элементов
  • структуру
  • насыщенность
  • тональность
  • можно усиливать или ослаблять динамичность формы.

Кроме того, ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Именно поэтому «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. Заметьте, мы довольно чутко реагируем даже на едва заметное нарушение закономерности: изменение одного элемента или шага в пределах выбранного ритма неизбежно ведет к утрате динамичности и целостности всей системы. При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное.

Виды ритма

Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру (узор в центре скатерти), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Изменяя ритмичность рисунка в зависимости от целей, которые ставит перед собой дизайнер, можно вызывать соответствующие эмоции, задавать настроение.

Например, не стоит забывать, что частые членения в горизонтальном или вертикальном направлениях создают ощущение беспокойства. Изменения ритма по горизонтали зрительно снижают высоту объекта, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. Также развитие ритма по вертикали во многом снимает композиционные сложности, поскольку визуально создает ощущение завершенности. Если же ритм изменяется по горизонтали, то возникает проблема завершения и начала композиции.

Итак, ритм обладает способностью членить форму, выделять главное, ослаблять значение второстепенного, делать предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческом замыслом дизайнера. Ритм позволяет правильно расставить акценты на «картинке» и благодаря специфике восприятие создать нужный визуальный эффект.

Проявления ритма в композиции изображения (на логотипе, странице сайта, других элементах фирменного стиля) весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль, порой, становясь ведущим началом композиции, или смотреться как ненавязчивый орнамент, который, тем не менее, придает композиции завершенность и цельность.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь. Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование. И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» - это норма. Возможно, в таких мелочах проявляется наше подсознательное стремление к гармонии. И вряд ли это случайно, ведь в определенном ритме работает наше сердце, поднимается и опускается диафрагма при дыхании, бьется пульс и т.д. Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные...), но и человеку. И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.