Чем отличаются товарный знак, торговая марка и бренд

Обсуждение любой проблемы начинается с согласования терминологии – «давайте определимся с терминами». Если каждый из участников проекта вкладывает в термины один и тот же смысл, есть уверенность, что работа будет продуктивной.

Мы предлагаем определить смысл терминов «бренд», «торговая марка» и «товарный знак». В России эти понятия широко используются в маркетинге, рекламе и правовой сфере, но сравнительный анализ показывает, что в одни и те же термины вкладывают разный смысл. Такая ситуация сложилась из-за того, что в начале 90-х на волне интереса к маркетингу в России появилось огромное количество переводной литературы, в которой использовались новые для наших специалистов термины «brand» и «trade mark». Наряду с этим оказалась востребована процедура регистрации интеллектуальной собственности, и в словаре маркетологов появился термин «товарный знак».

Меньше всего споров и разногласий вызывает «товарный знак». Закон о товарных знаках действовал в Советском союзе с 1962 года, было ратифицировано и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков от 1891 года. Товарный знак – это юридическое понятие, и его определение есть в Законодательстве: «это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации».

Регистрация товарного знака обеспечивает владельцу товаров или услуг их защиту:

«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение». Таким образом, «товарный знак» - это исключительно правовое понятие, в качестве товарного знака можно зарегистрировать название торговой марки, логотип торговой марки, упаковку, джингл и другие составляющие бренда. Однако, если речь идет о концептуальных вещах: позиционировании бренда, его характере и маркетинговой стратегии, то они уже не попадают под определение «товарный знак».

Бренд или торговая марка

В английском языке термин, соответствующий понятию «товарный знак», это «trade mark», дословно – «торговая марка». Именно это разночтение и привело к тому, что российские специалисты в сфере маркетинга и рекламы стали использовать два наименования для того, что в английском языке именуется «brand» – бренд и торговая марка. На наш взгляд, эти два наименования, по сути, являются синонимами и относятся к одному и тому же понятию из области маркетинга.

Определение бренда, данное Американской маркетинговой ассоциацией, звучит следующим образом: «Бренд – название, слово, выражение, знак, символ или дизайнерское решение, или их комбинация, созданные в целях обозначения товаров или услуг отдельного продавца или группы продавцов для отличия их от конкурентов».

По мере развития бренд получает дополнительное наполнение, формируется достаточно сложный образ, включающий в себя ассоциации и эмоции, которые он вызывает у потребителей, обещание тех качеств и услуг, которые он может предоставить. Образ бренда, впечатление, которое он производит, складывается постепенно, по мере того как потребитель знакомится с продуктом и воспринимает его рекламные сообщения. Именно эти неосязаемые характеристики, которые однозначно ассоциируются с определенным товаром или услугой, и являются брендом или торговой маркой. На сегодняшний день получил распространение компромиссный вариант: «марка – это тоже бренд, только очень маленький)))». Сторонники этого подхода признают, что принципиальных отличий между «брендом» и «торговой маркой» нет, это лишь вопрос наполнения. В момент появления на свет у марки есть имя и основа айдентики, позднее, с каждым новым обращением к потребителям, формируется все более ясный, узнаваемый образ, мы начинаем узнавать ее характер, она дает нам определенные обещания, с возрастом могут происходить изменения, которые помогут сохранить к ней интерес. Раньше одним из критериев, по которому определялось, стала ли торговая марка брендом, был срок ее существования на рынке. Времена меняются: в сентябре 2006 года для всех пользователей интернета был открыт доступ в новую социальную сеть Facebook, уже в октябре 2007 года ее стоимость составила 15 миллиардов долларов, а на сегодняшний день число ее пользователей превысило 1,3 миллиарда. В то же время марка может быть востребована очень небольшим кругом потребителей, но пользоваться у них заслуженным уважением на протяжении долгого времени, например, Tatonka – бренд, под которым выпускаются товары для путешественников и спортсменов.

Для того, чтобы раз и навсегда определить значение основных терминов, Объединение американских маркетологов учредило интернет-проект Common language in marketing (http://www.commonlanguage.wikispaces.net). Есть надежда, что в скором времени такой словарь появится и в России.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.