Нейминг: критерии оценки и выбор названий (часть 2)

В первой части статьи мы остановились на содержательных и лингвистических критериях, а сейчас опишем остальные критерии, которым должно соответствовать название:

Возможность однозначной транслитерации.

К сожалению, это условие далеко не всегда удается соблюсти: названия из двух слов, названия со специфическими русскими звуками переводятся в латиницу не всегда однозначно. Нужно изначально обсудить этот критерий с заказчиком: имеет ли он первоочередное значение, например, если торговая марка будет представлена на иностранных рынках, или им можно пренебречь.

Возможность создания доменного имени.

Этот критерий обычно связан с предыдущим, потому что традиционно предпочитают домены в латинице. Найти свободный домен в зоне com и даже ru крайне сложно, поэтому в случае неудачи нужно использовать все запасные варианты. Можно попробовать выкупить домен, если он не используется, можно использовать не самые популярные доменные зоны, можно использовать дополнительные слова-приставки к нужному домену.

Возможность регистрации названия в качестве товарного знака.

Полноценную экспертизу названия по этому критерию будут проводить патентоведы. Однако творческая группа в состоянии сделать первичный отсев, удалив однозначно зарегистрированные слова. Проверку слов можно провести с использованием интернет-базы ФИПС, использование которой в большинстве случаев не требует специальных навыков. Если проверка названия вызывает затруднения, нужно передать эту работу специалистам. Как и в случае с доменами зарегистрированные названия можно выкупить, можно изменить или дополнить, обеспечив их «проходимость», а можно аннулировать права владельцев в случае, если знак не используется.

Возможность визуализации названия.

Желательно разработать предварительные варианты логотипа или хотя бы подобрать подходящую шрифтовую композицию, чтобы оценить визуальный потенциал названий, вошедших в топ-лист.

Еще несколько важных аспектов, которые нужно оценивать при выборе названия:

Неологизм или словарное слово / сочетание слов.

У той и другой категории есть свои плюсы и минусы:

  • неологизмы добавляют индивидуальности марке, выделяют ее из общего ряда, их проще зарегистрировать в качестве товарного знака;
  • неологизмы сложнее внедрять в сознание потребителей, в том числе они, как правило, труднее запоминаются.

Для некоторых категорий товаров по сложившимся традициям неологизмы не подходят в качестве названий. Например, водка. Среди успешных водочных брендов можно назвать только один неологизм, да и то не совсем канонический – «Гжелка».

Русское название или иностранное.

Как правило, это можно определить уже на стадии подготовки брифа, в случае если остаются сомнения, они развеются в первые часы генерации – обычно сразу видно, насколько подходит тот или иной язык. Особенно осторожным нужно быть при разработке псевдоиностранных неологизмов: то, что кажется нам «совершенно французским» или «безупречно китайским», для носителей языка выглядит как грубая подделка. Речь идет не только о лексическом значении, но и о звучании, несоответствии строю языка. В таких случаях на финальном этапе нужно обязательно оценить названия с помощью переводчиков, а лучше – носителей языка.

Временные характеристики: архаичное, традиционное, современное, футуристичное.

Этот критерий кажется очевидным, но про него зачастую забывают. Между тем обсуждение этого критерия на стадии подготовки брифа добавит взаимопонимания, разработчики будут яснее представлять ожидания заказчика, а в случае разногласий можно будет скорректировать бриф до начала генерации.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.

Разработка бренда рыбных консервов «Континент ДВ»: создание слогана, разработка логотипа и фирменного стиля, сувенирная и рекламная продукция, дизайн упаковки ассортимента продукции бренда.
Континент ДВ Разработка бренда рыбных консервов «Континент ДВ»: создание слогана, разработка логотипа и фирменного стиля, сувенирная и рекламная продукция, дизайн упаковки ассортимента продукции бренда.
Создание канцелярского бренда INDEX: разработка слогана (нейминг), логотип, фирменный стиль, дизайн имиджевых рекламных коммуникаций, дизайн упаковки продукции бренда.
index Создание канцелярского бренда INDEX: разработка слогана (нейминг), логотип, фирменный стиль, дизайн имиджевых рекламных коммуникаций, дизайн упаковки продукции бренда.
Брендинг ИТ-компании «ИТЕРИОН»: разработка названия (нейминг), дизайн логотипа и фирменного стиля, оформление зоны ресепшен, регистрация товарного знака в Роспатенте.
ИТЕРИОН Брендинг ИТ-компании «ИТЕРИОН»: разработка названия (нейминг), дизайн логотипа и фирменного стиля, оформление зоны ресепшен, регистрация товарного знака в Роспатенте.
Создание бренда сети детских магазинов «Тилли-Стилли»: нейминг (разработка названия), логотип, фирменный стиль, имиджевые рекламные материалы, сайт.
Тилли-Стилли Создание бренда сети детских магазинов «Тилли-Стилли»: нейминг (разработка названия), логотип, фирменный стиль, имиджевые рекламные материалы, сайт.
Создание бренда жилого
комплекса «НовоЮрлово»: нейминг (разработка названия и слогана), логотип,
деловая документация и дизайн рекламного буклета.
НовоЮрлово Создание бренда жилого комплекса «НовоЮрлово»: нейминг (разработка названия и слогана), логотип, деловая документация и дизайн рекламного буклета.
Разработка названия (нейминг) и логотипа торговой марки  с/х продукции «Агриола». Регистрация в Роспатенте.
Агриола Разработка названия (нейминг) и логотипа торговой марки  с/х продукции «Агриола». Регистрация в Роспатенте.