Особенности управления творческим коллективом. Задачи менеджера, работающего в креативной среде.

Развитие маркетинга, рекламы, дизайна и других отраслей, где ключевую роль играет креативное звено, поставило перед менеджментом новые вопросы: как управлять творческим коллективом? Как загнать этот хаотический процесс в жесткие рамки заказов, графиков и требований рынка? Как сохранить творческую составляющую при «конвейерной» работе? И, наконец, как грамотно построить взаимоотношения с сотрудником, который не приемлет инструкций, а результат его работы может зависеть от настроения или погоды за окном?

Профессор Стэндфордского университета, автор многочисленных статей по управлению творчеством Роберт Саттон считает, что «традиционные директивные методы не работают там, где есть креативность». Действительно, как показывает практика, особенности творческой работы заставляют по-новому выстраивать и саму систему взаимодействия внутри такого коллектива. Чем отличается управление творческим коллективом от привычных методов управления? Представьте, что вам поручено руководить цехом на заводе, в котором каждый станок обладает своим настроением, эмоциональным состоянием, волей, собственным мнением и видением того, как должна обрабатываться та или иная деталь. Задача не из легких...

От менеджера, работающего в креативной среде, требуется особая гибкость. Он должен уметь направлять исполнителя в нужную сторону, сохраняя атмосферу творчества и взаимопонимания; четко контролировать график выполнения работ, но при этом полностью исключить давление. Наконец, он должен уметь выстроить работу с заказчиком таким образом, чтобы креатору не пришлось работать в режиме цейтнота, что неизменно отражается на результате.

Творческие люди

Бытует мнение, что творческие люди - взбалмошны, капризны, недисциплинированны, необязательны и не приемлют никаких ограничений. Это своего рода штамп, под который было бы некорректно загонять каждого представителя творческой профессии. Существование и успешное развитие всевозможных рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных коллективов подтверждает, что производство и творчество могут сочетаться. Но как сделать этот «союз» наиболее продуктивным?

Любая компания (рекламное агентство, дизайн-студия и т.д.) имеет свою специфику. Она зависит от масштаба организации, численности коллектива, внутренней и внешней политики компании, ее приоритетов. Одни студии предпочитают делать меньше, но лучше и дороже, другие - работают по «конвейерному принципу». В одних существует четкий график 5/2 с обязательным планом по созданию логотипов или сайтов, в других царит «демократия». В любом случае, характер управления коллективом в той или иной организации тесно связан с ее спецификой.

Решая, как выстраивать систему управления, стоит учесть, в каком стиле работает агентство или дизайн-студия. Например, большинство рекламных агентств изначально набирают «рабочих лошадок», для которых, как сказал американский изобретатель Томас Эдисон, «гениальность - это 1% вдохновения и 99% труда». Они готовы отказаться от талантливого дизайнера с «хорошей рукой», который прекрасно владеет графикой и способен генерировать идеи, если тот пассивен и не может работать в заданном темпе. Но есть и руководители, которые делают ставку на яркий творческий талант и в этом случае производственная оставляющая ставится в зависимость от конкретной личности - креатора. В данном варианте увеличивается вероятность действительно уникального, качественного, необычного «продукта», который не только оригинален, но и хорошо продается. Однако такой способ не отличается надежностью: возрастает риск срыва установленных сроков, а также вероятность конфликтов по линии «заказчик-креатор», в том числе, из-за «косности» заказчика, его стремления навязать свое видение будущего проекта, нежелания или боязни довериться профессионалу и т.д. Здесь особенно важна роль менеджера как грамотного посредника. Часто, чтобы не выбиться из графика, руководитель проекта устанавливает с исполнителем одни сроки, а с заказчиком согласует другие («+» несколько дней).

Так или иначе, каждый представитель творческой профессии, устраиваясь «в офис», неизбежно проходит период адаптации. Кто-то приживается, кто-то - нет. Получается, что, становясь частью производственного процесса, креатор вынужден принимать определенные условия, не зависимо от политики компании.

Необходимость эффективным способом организовать работу штата

Итак, штат набран. Теперь необходимо организовать его работу наиболее эффективным способом. Поскольку речь идет о системе управления, то здесь важную роль играет авторитет руководителя проекта. Поясняю: менеджеру не обязательно рисовать лучше дизайнера или писать лучше копирайтера, главное - отчетливо представлять себе конечный результат работы, понимать, чего конкретно ты хочешь добиться от исполнителя. Это позволяет направлять процесс в нужное русло, непрерывно отслеживать соответствие работы основной задаче и при необходимости - своевременно вносит корректировки, не нарушая общего рабочего темпа.
Еще один важный момент: между менеджером и дизайнером (если говорит конкретно о дизайне) должен стоять арт-директор. Если менеджер отвечает за соответствие работы коммерческим требованиям (чтобы она продавалась), то арт-директор берет на себя оценку творческой составляющей: качество, аккуратность, чистота исполнения, соответствие задумки (задачи) конечному результату и т.д.

Одним из основных аспектов эффективного управления является умение менеджера правильно, доступно, понятно и наиболее полно донести до креатора всю информацию о проекте. И акцент здесь ставится скорее не на объем информации, а на основную идею, суть, посыл, который необходимо донести до потребителя с помощью логотипа, сайта, рекламного текста и т.д.

Бесспорно, залогом успешной организации творческого коллектива является атмосфера взаимопонимания и открытости, где требования со стороны руководителя проекта или арт-директора разумно обоснованы, доработки и переработки оправданы и способствуют совершенствованию конечного «продукта».

Не следует оскорблять труд креатора - здесь уместна критика, но только продуктивная, и, конечно же, нужно давать ему возможность высказывать свое мнение. Если дизайнер хочет получить независимую оценку авторитетного специалиста, он может отправить свой логотип, например, на сайт Артемия Лебедева в раздел «бизнес-линч». Там не особо деликатничают, хотя комментарии справедливы.

Почему в данном случае такая политика не приветствуется? Да потому, что это ваш сотрудник, которого вы сами отобрали, уже положительно оценив его потенциал и способности, и вам с ним работать дальше.

При взаимодействии с любым креатором также недопустимы морализаторство и всевозможные методы давления: накричал, хлопнул дверью, припугнул лишением премии - все это вряд ли сработает, когда речь идет о творческом процессе. Креатив следует разжигать, стимулировать, а не угнетать, оказывая давление на психику.

Составление правильных творческих тандемов

Еще одним важным элементом при управлении творческим коллективом является умение составить правильные творческие тандемы. Например, в крупных рекламных агентствах арт-директора, как правило, работают «в соавторстве» с копирайтерами. Можно составить пары «дизайнер-копирайтер», «дизайнер-дизайнер». Главное, чтобы не было паразитизма, чтобы креаторы не гасили потенциал друг друга, а в спорах, если они вдруг возникнут, рождалась истина.

Везде, где присутствует креативное звено и необходимость заниматься производством, неизбежно встает вопрос борьбы с рутиной. Для людей творческих профессий это, как правило, пытка. Избежать ее получается не всегда. Чтобы не убить творческий запал и не потерять интерес к работе, многие агентства в таких случаях практикуют всевозможные способы повышения творческой активности: устраивают игры, упражнения, «мозговые штурмы», организуют встречи с интересными и полезными людьми и т.д. В рамках производственного процесса также можно создавать творческую конкуренцию, например, давать нескольким дизайнерам (а лучше - группам дизайнеров) один проект.

Рассматривая понятие эффективного управления творческим коллективом, психологи рекомендуют обращать внимание на создание творческой атмосферы. Есть агентства, где она немыслима без клубов сигаретного дыма и жарких обсуждений с изрядной долей мата. А есть компании, в которых атмосфера творчества задается эргономичной мебелью и многочисленными плакатами-рисунками-открытками, которые будоражат воображение.

Обстановка важна, поскольку она может способствовать творчеству, а может убивать его на корню: строгий офисный дизайн вряд ли поможет креатору настроится на творческий лад. А вот креативный, уютный и, что немаловажно, законченный интерьер с диванами, офисными батутами и, скажем, уголками «для думанья» создаст идеальные условия для творчества. Однако не стоит забывать: каким бы ни был интерьер, атмосфера, способствующая комфортной и продуктивной работе, устанавливается в коллективе, где налажены хорошие, прозрачные взаимоотношения, как по горизонтали, так и по вертикали.

Конечно, это идеальный вариант, а для компаний с многочисленным коллективом - просто утопия. Но это не означает, что к идеалу не нужно стремиться. Когда менеджер (руководитель проекта, арт-директор) и исполнитель «настроены на одну волну», то процесс работы становится приятным и взаимовыгодным, а результат - успешным, и с профессиональной и с коммерческой точки зрения.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.