Творческий коллектив. Специфика мотивации. Приоритеты дизайнера при выборе работы.

В менеджменте творческий коллектив принято выделять в особую категорию, где традиционные «офисные» инструкции, директивы и, соответственно, способы мотивации по большей части не работают.

В этом нет ничего удивительного: процесс, который замешан на таком непредсказуемом, интуитивном, тонком понятии как творчество, сложно упрятать в стандартные производственные рамки. В творческом коллективе сотрудник перестает быть «трудовой единицей» - усиливается акцент на его личные качества, потребности, особенности, ведь во многом именно от этих «абстрактных категорий» теперь зависит результат работы.

Система взаимодействия в таком коллективе, чтобы оставаться продуктивной, должна исключать давление: ни для кого не секрет, что оно угнетает творческую активность. Именно поэтому недейственными становятся нормативные и принудительные способы мотивации, когда сотрудника побуждают к определенному поведению с помощью идейно-психологического воздействия (убеждение, внушение), власти, угроз, нажима...

Все больше руководителей такие способы мотивации не без оснований считают устаревшими и с легкостью готовы упрятать их в старый сундук, что пылится на чердаке. И дело тут не в гуманизме - просто изменились требования времени: раньше успех компании зависел от способности работника четко выполнять инструкции, сегодня делается ставка на личные качества сотрудника, его умение продать товар, наладить контакты, быстро сориентироваться или создать уникальный продукт. Года до 92-го успеха добивались люди послушные, управляемые, четко выполняющие предписания, за что их и поощряли. Сегодня, при переходе к рыночным отношениям, когда каждый человек неизбежно оказывается в условиях конкуренции, чтобы реализовать себя, состояться в профессии и добиться успеха, необходимо быть деятельным и мыслящим, причем, творчески, самостоятельно, по возможности - нестандартно. А к такой личности нужен совсем другой подход.

Эффективный способ мотивации

Как показывает практика, самым эффективным способом мотивация в современных условиях является стимулирование. Стимулом может быть хорошая премия, признание заслуг сотрудника, возможность профессионального, карьерного роста, теплые взаимоотношения в коллективе и с начальством, а также другие блага (это слово ключевое!). Однако в креативной среде такой способ мотивации приобретает свою специфику.

Приоритеты дизайнера

Представим себе, что дизайнеру предлагают работу в двух разных компаниях с одинаковым размером оплаты. Куда он пойдет? Какие условия будут играть для него решающую роль?

работа дизайнера

Приоритеты дизайнера при выборе работы позволят выявить те блага, которые можно использовать для его мотивации. Вот наиболее существенные из них.

Профессиональный и карьерный рост. Для дизайнера, особенно молодого, начинающего, как правило, первостепенную роль играет возможность развиваться в профессиональном плане, совершенствовать свое мастерство, набираться опыта. Немаловажным является и возможность оценки его работы с позиции специалиста - это тоже условие творческого развития. В понятие профессионального роста также входит специализированное обучение за счет компании (курсы повышения мастерства, участие в семинарах, обучающих программах, тренингах и т.д.). Перспективность работы определяется и возможностью продвижения по службе: кто-то, например, видит себя в должности арт-директора или, скажем, «главного по шрифтам». Так или иначе, любой дизайнер охотно пойдет в компанию, которая заинтересована в его профессиональном росте.

Творчество + деньги = гармония. Нередко в компаниях складывается ситуация, когда дизайнер превращается в рабочий станок, который штампует макеты в заданном темпе. Такую политику ведут немало агентств, стремясь сделать производственный процесс максимально независимым от творческого: здесь главенствующей целью становится прибыль и, как это часто бывает, в ущерб качеству. Конечно, существуют студии, которые целенаправленно ведут такую политику, они изначально отбирают на работу дизайнеров, готовых и способных «пахать» - это другое дело. Если в вашей компании именно такая ситуация, лучше предупреждать заранее и брать человека, согласного на подобные условия. Проблемы возникают, когда дизайнер, пришедшей за опытом и профессиональным ростом, оказывается в условиях, где акцент делается на количество выполненных работ, то есть, коммерческие интересы довлеют над качеством создаваемого «продукта» и тогда на то, чтобы сделать хорошо, банально не хватает времени. Между тем, для любого дизайнера важно иметь возможность и время делать свою работу качественно и не в ущерб зарплате.

Взаимоотношения по линии «дизайнер-менеджер». От правильно выстроенных взаимоотношений в таком тандеме зависит успех дела. Задача дизайнера сводится к созданию качественного логотипа, сайта, фирменного стиля, задача менеджера - сделать эту работу продаваемой.

Между дизайнером и менеджером может возникнуть множество проблем: давление, неправильно выстроенные отношения с клиентом, которые ведут к многочисленным неоправданным доработкам и недовольству; неумение добыть полную информацию или отстоять хорошую работу перед заказчиком, расплывчатая постановка задачи, нежелание прислушиваться друг к другу и идти на компромиссы и т.д. Здесь важно понимать: менеджеру выгодно создавать условия, в которых дизайнер мог бы совершенствоваться, поскольку так его работа будет более востребованной и дорогостоящей. Дизайнеру же выгодно соглашаться на оправданные корректировки со стороны руководителя проекта для того, чтобы его «шедевр» увидел свет. При этом, конечно, недопустима эксплуатация. Залогом успешной работы является взаимопонимание и взаимоуважение, правильно выстроенные отношения с заказчиком, четкая ориентация на качественный продукт, понимание задачи, предоставление максимального количества информации, умение прислушаться к мнению другого. Необходимо также включать в этот процесс третьего (арт-директора), который мог бы авторитетно оценить работу с точки зрения профессионализма, а не только коммерческой или просто эстетической привлекательности. Некоторые студии закрепляют за каждым дизайнером по одному менеджеру, что делает сотрудничество более тесным и помогает добиться оптимальных результатов.

Взаимоотношения в коллективе. Для любого сотрудника большое значение имеет атмосфера внутри коллектива. А дизайнер к этому вопросу относится еще более щепетильно: ведь его работа, по сути, - создавать, творить, а тяжелая негативная обстановка становится серьезным тормозом в этом процессе. Знаменитый психоаналитик, доктор философских наук Кларисса Пинкола Эстес отмечает, что для каждого человека важно найти свою стаю - то окружение, которое способствует развитию его творческих способностей, в котором он чувствует себя своим. Эта мысль актуальна и для творческих коллективов, объединенных общими интересами. Дизайнеру необходимо профессиональное общение, возможность обсуждать, спорить, посмотреть под другим углом, просто дышать этой атмосферой и тем самым развиваться, черпать вдохновение. Стая - это тоже источник вдохновения.

Прозрачность системы оплаты и наличие системы поощрений. Каждому работнику, не зависимо от того, связан ли он с творчеством или нет, очень важно понимать, по какой системе и сколько денег он получает за свой труд. Как правило, зарплата в творческой среде складывается из гонораров и зависит от количества сделанных проектов. Отсутствие стабильности одних - стимулирует, других - несколько угнетает. Оптимальным и наиболее распространенным вариантом оплаты такой работы является классическая схема «оклад + проценты». При этом очень важно четко знать размер базовой ставки и процента. Кроме того, они должны соответствовать характеру и сложности работы: творчество, как известно, всегда ценится дороже, чем, скажем, секретарские обязанности, не требующие специальных способностей и талантов. Также стоит устанавливать разумную плату за переработки, взятие работы на дом и т.д. При такой прозрачной системе дизайнер может спокойно работать, не гадая, заплатят ему за этот проект или нет, что формирует соответствующее отношение к труду и начальству.

Система поощрений также может стать хорошим и эффективным стимулом для дизайнера. Определитесь, что важнее для вашей компании и полезно для самих сотрудников, и установите за это премии (например, качество работы, количество проектов и т.д.). Целесообразно выплачивать меньше, но чаще, чтобы сотрудник постоянно чувствовал внимание и заинтересованность работодателя.

Условия работы: обстановка и оснащение рабочего места. Работать на «допотопном» компьютере в комнате, где текут потолки, обои напоминают времена сталинских репрессий, а каждая страница в Интернете грузится по полтора часа -угнетающе, нервозно и, как следствие, неэффективно. Работодатели! Не скупитесь на оснащение рабочего места дизайнера: удобный планшет, большой монитор, мощный компьютер, бесперебойное питание, возможность слушать музыку и т.д. - все это тоже является мотивацией к работе. Для творческого человека важна обстановка: уютная, современная, креативная. Создайте атмосферу, в которой ваш сотрудник захочет творить. Включите в интерьер диваны необычной формы, яркие краски, тренажеры, позволяющие расслабиться, организуйте комнаты для обсуждения идей, ну или хотя бы просто курилки...

Похвала за проделанную работу - лучшая мотивация. Всегда приятно, когда твой труд оценен по достоинству и не только в денежном эквиваленте: признание заслуг дизайнера, чьи работы востребованы, - не только хороший стимул, но и способ укрепить взаимоотношения «по вертикали».

Поддержание атмосферы творчества. Многие компании практикую различные способы развития творческой активности в коллективе и занимаются организацией внерабочего времени (вылазки на природу, ночные посиделки за обсуждением интересного проекта, приглашение известных людей и т.д.). Все это, безусловно, помогает сплотить коллектив, дает новый импульс для развития творческого потенциала дизайнеров, а также повышает авторитет вашей организации в глазах сотрудников.

Конкуренция как стимул. Дух соперничества - в природе человека. Всегда хочется делать лучше, интересней, оригинальней. Давая нескольким дизайнерам один проект, менеджеры стимулируют стремление победить, то есть, сделать лучше, более качественно.

При выборе компании дизайнеры, особенно те, кто уже имеет определенный опыт, также обращают внимание на престиж, имидж рекламного агентства или дизайн-студии.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.