Что делает логотип "живым"?

Почему одни логотипы цепляют, а другие - нет? Одни вызывают эмоции, заставляют думать, удерживают внимание, а о других забываешь, стоит отвернуться? И, наконец, почему одни логотипы всегда выделяются на фоне остальных, а другие мгновенно теряются и забываются?

Начнем издалека. Многие авторы создают уникальные, интересные произведения, будь то картина, фотография, художестенная литература или поэзия, инсталляция или скульптура из скрепок и газетной бумаги. Однако, обладая способностью привлечь внимание, не все работы могут впечатлить, поразить, зацепить или, по крайней мере, вызвать какую-либо эмоцию. Как правило, это первый признак того, что работа "неживая". И здесь иногда бывает сложно определить, что именно нужно изменить, урезать или добавить, чтобы оживить ее, ведь "живое" произведение - категория несколько абстрактная, просто это чувствуется - и все. Что же заставляет форму «пульсировать»?
Еще одно лирическое отступление. Все живое, включая нас с вами, обладает тем, что можно назвать душой. Она позволяет нам чувствовать, дышать, действовать, в общем, ощущать себя в этом мире. Конечно, ни для кого не секрет, что тело - это оболочка, форма, которая в буквальном смысле мертва без содержания. Тот, кто создал все живое, в том числе и человека, бесспорно, вложил душу в свои произведения.
Так же и со всем, что создается самим человеком: вкладывая душу в собственные творения, мы оживляем их, то есть, наделяем способностью «говорить» с нами, вызывать в нас ответную реакцию, открывать новое, заставлять думать...

"Живой" дизайн

"Живым" является дизайн, который рождает ощущения, мысли, эмоции (причем, не обязательно со знаком «плюс»), создает настроение, поражает, будоражит фантазию...в общем, не способен оставить нас равнодушными. "Живой" дизайн - тот, который заставляет нас эмоционально реагировать на картинку.

Создать "живой" дизайн сложнее и рискованней, чем дизайн-куклу. Сложнее потому, что это требует много сил, терпения и времени, способностей, чувства вкуса и меры, то есть, серьезной отдачи: чем больше вкладываешь в работу, тем больше в ней того, чем она способна поделиться. Как правило, за легкостью и простотой стоят невероятные усилия.
Создавать "живой" дизайн рискованно потому, что, обладая способностью вызывать реакцию, он становится мишенью для критики - восприятие, как известно, вещь индивидуальная. Один человек увидит в работе смысл, который автор туда и не вкладывал, другой - не разглядит того, что лежит на поверхности; одно и то же произведение кто-то сочтет стремлением эпатировать, а кто-то назовет оригинальным. Стандартный, унифицированный логотип в некотором смысле застрахован от этого. Так или иначе, бояться критики, значит, лишить творчество смысла.

«Оживление» знака

Довольно сложно составить рецепт по «оживлению» логотипа, все же произведение - это частица самого автора, частица его «содержания», бесконечно многообразного. Между тем, существует множество критериев, по которым определяют эффективность и жизнеспособность логотипа: идея, целостность, яркость, пропорциональность, единство стиля и т.д. Среди них выделяют ряд характеристик, которые можно назвать «признаками жизни» логотипа. В совокупности и во взаимодействии они заставляют нас реагировать на картинку и позволяют судить о качестве работы.

Наличие идеи. Это может быть даже не идея, а просто мысль, заложенная в графическую концепцию, то есть, некое обоснование формы-картинки - то, что объединяет весь дизайн, гармонизирует его. С другой стороны, идея сама задает определенную форму, представляя собой конкретный, необычный способ передачи информации, выражая особый «угол зрения». Так или иначе, если дизайн начинается с идеи, то картинка перестает быть пустой, она приобретает содержание (суть) и завершенность, поскольку идея сама по себе предполагает некую законченность.

Индивидуальность. Она есть выражение уникальности знака, особых свойств, присущих только ему. Индивидуальность создает «лицо» компании/товара/услуги, ее наличие - это гарантия того, что вас ни с кем другим не спутают, хотя и не факт, что запомнят. Здесь все зависит от самого художника, от того, каким образом, какими приемами и средствами это понятие воплощено в жизнь.

Простота. А вот простота как раз способствует запоминаемости или, по крайней мере, легкости восприятия. Куда проще запомнить лаконичный, визуально простой знак, чем логотип со множеством деталей, переплетенных друг с другом в хаотическом порядке. Существует тонкая грань между простотой, упрощенностью и примитивом. Упрощенный знак создает ощущение недоделанности, ограниченности, а примитивный и того хуже - рискует вызвать отторжение. Простота в данном случае - это «ничего лишнего», это даже скорее умеренность, самодостаточность, лаконичность.

Эстетическая привлекательность. Она может быть выражена по-разному и нередко становится делом вкуса. Однако всегда приятно смотреть на аккуратно выполненную работу, выдержанную в едином стиле, которая «радует глаз». Есть еще один важный момент: знак своим видом не должен вызывать негатива в странах с различными традициями и религиями - это тоже относится к понятию эстетической привлекательности.

Динамика. Фраза «движение - это жизнь» актуальна и в дизайне. Напряженность и динамика формы рождают ощущение глубины, многомерности, но главное - уводят картинку от статичности, наделяя ее свойством изменчивости: рисунок может изгибаться, сжиматься или расширяться...то есть, взаимодействовать с тем, кто на него смотрит.

Особое настроение. Это понятие не менее абстрактно, чем «живой логотип», но его наличие делает знак исключительным. Настроение - это некое жизнеощущение, что-то нематериальное, задающее определенный тон нашим поступкам и мыслям. Создать настроение в дизайне, значит визуально передать какое-либо ощущение, особый настрой. Самый простой, но далеко не единственный способ создать настроение в дизайне - использовать определенную цветовую палитру. Иногда настроение может задать всего один маленький графический элемент, придав образу, например, кокетливость, игривость или, наоборот, деловитость.

Один из главных принципов нашей работы - создание "живых" логотипов. Только живой дизайн - действительно работает, то есть, решает те маркетинговые, имиджевые и эстетические задачи, которые возлагает на него заказчик. Только о живом дизайне вам захочется рассказать друзьям, обсудить и поспорить. И, наконец, только у живого дизайна есть шансы стать классикой.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.