Фантазийные просторы гениальных идей

Завтра - самый лучший день на земле! Завтра все бросят пить, все будут ездить по правилам, никто не будет больше врать, и все будут вести честную политику. Завтра мы бросим курить и станем посещать спортзал, завтра мы будем терпимее к своей жене и детям, завтра мы вовремя встанем и не опоздаем на работу, завтра, завтра... Только завтра так и не наступает, просыпаешься и снова сегодня! Но человеку свойственно фантазировать и, более того, представлять собственные фантазии как убеждения. И это правильно. Нет плохих идей! Главное отличаться! Дайте волю своей фантазии и посмотрите, каких успехов вы добьетесь.

Творчество всегда сопряжено с вдохновением, а вдохновение - это ветер, который дует из ниоткуда в никуда, а значит, управлять его первопричиной довольно сложно, ибо она абстрактна и непостоянна. На случай, если генерация идей вдруг остановилась, а фантазия задремала, Алекс Осборн, создатель метода мозгового штурма, советовал запомнить следующее: «Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие». Фантазируйте, читайте, смотрите, слушайте, «выбрасывайте» самые простые и банальные идеи, а еще лучше, записывайте их и перечитывайте снова и снова. Как говорят фотографы: «Нет ворованных идей, есть плохо реализованные, не оригинальные комбинации ранее впитанной информации». Не бойтесь брать уже воплощенные идеи, ведь все равно вы не сможете повторить их до мелочей. Вы вложите в них свой вкус, свое видение, свое настроение. И это будет Ваша работа, только Ваша и ничья другая. Имея опыт работы фотографом, я могу точно сказать, что все мое творчество - результат внешних раздражителей: гениальных и бездарных, громких и едва слышимых, ярких и нейтральных. В моих фотоработах обязательно кто-то узнает свои идеи, только идеи, когда образ остается единственным.

«Без фантазий нет искусства, как нет и науки», - говорил Ф. Лист. Истории известны кризисы в науке, литературе, как известны и «Золотой век», и «Серебряный век». Фантазии - это, конечно, креативно и необычно. Но все гениальное очень просто: «Никакая писательская фантазия не создаст того, что может преподнести жизнь». Шолом-Алейхем был прав, говоря это. Стоит быть чуточку наблюдательнее к окружающему миру, и тогда фантазия, возможно, и не впадет в спячку.

Однако возвращаясь в методу «вдохновения чужими идеями», важно отметить, что этот способ стимулирования идей скорее является особым видом технологии мозгового штурма, лозунг которого может быть следующим: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». Так, в креативных агентствах организуется «совещание», о котором предварительно извещают всех его участников, ознакомив с идеей или обсуждаемой проблемой. Непосредственно на самом «совещании» ведущий предоставляет возможность каждому участнику по очереди высказать свои идеи и предложения, которые фиксируются в обязательном порядке. Важно: никакой критики! Высказанные идеи могут дополняться, уточняться, но ни в коем случае не оспариваться, т.к. это может остановить механизм генерации идей, фантазия просто замкнется под напором критики. Именно поэтому в агентстве «Saatchi & Saatchi» запрещалось использовать словосочетание «Да, но...». Вместо него надо было говорить «Да, и...».

Правильный сеанс мозгового штурма - особое психологическое состояние группы, когда думается без волевых усилий и принимается во внимание «всё, что придёт в голову». Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс. Прежде всего, он направлен на преодоление стереотипов мышления. Главным этапом в нем является анализ собранных идей. Важно суметь выделить в каждой мысли тот тонкий смысл, ту изюминку, которая кроется за простотой и понятностью. Смысл мозгового штурма - не просто выделить новые, оригинальные идеи, а связать их между собой, найти единую грань и возможный принцип их взаимодействия.

Однако мозговой штурм эффективен лишь в группе от 6 до 12 человек. Например, для логиков, ученых, для творческих профессий и других специалистов, кто работает «сам за себя», применим другой метод генерации идей, его называют ТРИЗом (теория решения изобретательских задач). Наверняка каждый из вас в школе решал необычные задачи вроде такой: «Как перевезти козу, волка и капусту в лодке на другой берег, чтобы волк не съел козу, а коза - капусту?». Именно такого рода задачи и входят в ТРИЗ, разве что уровень сложности выше. Приемы ТРИЗа основаны на простой схеме «Сделать наоборот»:

  • вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
  • сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся;
  • повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его и т.д. Приемов было выявлено более сорока.

Метод фокальных объектов

Дизайнеры и фотографы преимущественно работают с объектами. Их можно компоновать, сочетать, дополнять... вариаций множество. Именно на таком способе, способе присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов, основан метод фокальных объектов. Методика проведений чрезвычайно проста, а результаты необычны и интересны: выделяем объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), конкретизируем цель работы. Далее выбираем 3-4 случайных объекта (открыв наугад каталог, книгу и т. п.), выписываем для каждого из них несколько характерных признаков. Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект), в результате чего получаем новые сочетания. Далее посредством ассоциаций развиваем новые сочетания и фиксируем интересные идеи.

Еще один метод поиска идей - синектика, который представляет собой поиск идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Этот метод в своей большей степени основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

Изобретатель метода синектики Гордон в отличие от А. Осборна сделал упор на необходимость предварительного обучения и использование специальных приемов, а также на определенную организацию процесса решения. Есть два механизма творчества:
а) неоперационный механизм - неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию и вдохновение;
б) операционный механизм - процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Важно научиться применять именно операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение эффективности творчества и создает условия для проявления неоперационного механизма.

Наступит завтра или нет? Это зависит от вашего воображения. Генерировать идеи оказывается не так проблематично и даже для творческих профессий есть технологии и методики выхода из творческого кризиса. Говорят, чтобы к старости не выжить из ума и сохранить здравую память, ее необходимо стимулировать, регулярно на протяжении жизни изучая что-то новое, то, что вы ранее никогда не делали. По такому закону живет и наша фантазия. Стимулируйте ее, сочетая несочетаемое! Вдохновляйте ее, открывая не открытое! Выпускайте ее на волю, охватывая необъятное!

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.