Дизайн - это оружие!

Что такое эйфория? Состояние блаженства, довольства, наслаждения? Тогда почему это состояние не назвали просто «удовольствие»? Скорее, глубинный смысл кроется в том, что, пребывая в состоянии эйфории, человек испытывает особо сильные эмоции, не соответствующие объективным обстоятельствам. Причиной такого состояния могут быть разного рода внешние факторы, однако, в данной статье мы поговорим об эстетическом оружии, о его психологическом воздействии на сознание человека и о том, как достичь максимума такого воздействия. Итак, о дизайне.

Эстетическое направление в искусстве

Современная эстетика все больше и больше сводится к понятию дизайн. Создание креативной концепции цветосочетания, переплетение графических линий, сведение привычных форм к абстракции - все это и даже больше определяет дизайн как эстетическое направление в искусстве, архитектуре и рекламе. Раз дизайн является частью искусства, в таком случае имеет место говорить о предмете дизайна и его объекте. Объектом дизайна может стать любое промышленное изделие, предметом считают концепцию создания гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, где отражено его ценностное значение. Так, созданный дизайнером 3D-проект будет предметом, а то, какую идею он воплощает, какие ценности характеризуют его эстетику - это будет объектом.

Объект дизайна - это та плоскость, которую вращает автор в разных направлениях в процессе создания своего проекта. Именно от «характера вращения плоскости» и зависит, какие эмоции испытает зритель, увидев работу. Естественно, задача автора вызвать положительные эмоции и воздействовать на сознание зрителя, с целью либо побудить его к действию (рекламный дизайн), либо просто доставить удовольствие. Как же работает такое мощное оружие, как дизайн? И действительно ли оно настолько мощное, как о нем говорят? Каковы мотивы автора и возможности зрителя?

Детали дизайна

Давайте вернемся к названию статьи: «Дизайн - это оружие». С понятием «дизайн» мы определились. Теперь об оружии, а точнее, о его деталях и их назначениях в масштабах применения дизайна:

Старина в дизайне. Машины

Деталь Первая и основополагающая - равновесие. Надо помнить, что в визуальном смысле, также как и в физическом, равновесие - это такое размещение элементов композиции, когда каждый предмет находится в устойчивом положении, словно пуля, которая должна быть пущена в соответствующем направлении, чтобы достичь цели. Здесь важны все факторы: и форма, и месторасположение, и уравновешенность - и в дизайне, и при выстреле эти значения основополагающие, ибо малейшее отклонение чревато кардинально иным исходом. Что здесь подразумевается? В неуравновешенной композиции мысль художника становится непонятной, модель выглядит неопределенной, а у зрителя создается впечатление, что процесс работы над изображением был прерван, а «неподвижность произведения» становится помехой для его восприятия. Порассуждаем наглядно и взглянем на изображение. Юноша и девушка - центральные фигуры сюжета. Однако взгляд зрителя невольно утопает в пропасти моста, черная мгла поглощает внимание, оставляя слишком большую перспективу и размывая основную идею автора. Зрителю сложно сконцентрироваться на героях, т.к. взгляд снова и снова уходит в верхнюю часть изображения, в пустоту и безыдейность. Нет равновесия в сюжете и композиции кадра, в результате чего замысел художника потерян и непонят зрителем.

Деталь Вторая - очертание. Что мы увидим, если покинем мир четко обозначенных форм, созданных человеком, и взглянем на окружающий нас ландшафт? Массы кустарников и заросли деревьев представляют собой довольно хаотичное зрелище. Они лишены четкого облика, пространственных границ и глубины - очертания. Облик предмета, его очертание, обуславливается не только тем, что бросается в глаза в процессе восприятия, он всегда вступает в контакт со следами, оставшимися в памяти человека от тех образов, которые воспринимались им в прошлом. Именно поэтому важно грамотно сочетать форму и графику, создавая проект, и учитывать возможные образы-вампиры, способные помешать правильному считыванию информации зрителем. Смысл очертания может варьироваться в зависимости от контекста и сопутствующего оформления художественной работы. Взглянем на два изображения:

Реклама красивые женские ноги в брендинге Реклама дизайн красивые женские ноги

Первое изображение непонятно, точнее неоднозначно доносит идею автора, выражая пошлый смысл. Однако в контексте с изображением фотоаппаратов смысл становится прозрачным и зрителю сразу будет понятно, что у девушки в руках тот самый фотоаппарат.

Деталь третья - форма. Слова «очертание» и «форма» часто употребляются как равнозначные. В действительности же между ними существует важное различие. Очертание - лишь визуальное восприятие объекта, форма - его глубинное содержание. О форме много написано и сказано, но хочется подчеркнуть одно: выбранная форма напрямую влияет на ассоциативный ряд. Таким образом, в цепочке восприятия форма является переходным этапом от считывания информации к ее усвоению и осмыслению.

Деталь четвертая - пространство. Пространство внутри композиции в большинстве случаев кажется статичным, что побуждает дизайнера экспериментировать с формами и расстояниями между ними. Меняя интервалы между элементами композиции, можно привнести в изображение долю динамики: чем контрастнее интервалы, тем быстрее движение глаза. Отдельные части пространства в изображении могут быть неактивными, т.е. это такие элементы, которые «не общаются» с другими пространствами композиции. Активировать это пространство - значит, заставить его вступить в диалог с остальными деталями композиции, построить смысловые и логические визуальные связи, чтобы идея автора на подсознательном уровне воспринималась зрителем.

Деталь пятая - цвет. Любой вид предмета, воспринимаемый зрительно, создается цветом. Границы, которые создают очертания предмета, определяются способностью глаза воспринимать различные цветовые пространства. Однако в дизайне, цвет выполняет не только визуальную функцию, но саму главную - психологическую. Выразительность цвета основана на ассоциациях. Так, красный цвет возбуждает, т.к. он напоминает нам о событиях, связанных с кровью, огнем, революцией. Однако воздействие цвета максимально эффективно в том случае, когда он (цвет) содержит в себе глубокий, интеллектуальный смысл.

Да, технологии дизайна, как детали оружия, которые при правильном прицеле выстреливают в сознание потребителя, создавая в нем сети идей. Комбинируя цвета, сочетая формы и играя контрастами, автор способен не просто привлечь внимание зрителя и раскрыть ему свою мысль, более того, он способен побудить его к действию, вызвав определенный ассоциативный ряд. И это великая технология 21 века - технология НЛП по средствам графики. Так по средствам 3D-технологий, кинематографики, дизайн-проектирования формируют человеческое сознание, направляя его в русло... но, какое русло, это уже другой вопрос. Психологи отмечают, что будущее человечества зависит от тех, кто внушает ему идеи. Ведь, по сути, по средствам дизайна можно внушить человеку абсолютно любую теорию, это лишь вопрос времени.

Исключительные авторские права принадлежат креативному агентству «Логодизайнер». Перепечатка и копирование материалов сайта разрешены в случае установки прямой ссылки на www.logodesigner.ru. Любые другие заимствования являются противозаконными.